Сергей Николаевич ответил на вопросы представителей средств массовой информации и жителей города. Во вступительном слове он отметил, что «живое» общение с горожанами – один из самых предпочтительных для него видов мониторинга отношения граждан к происходящему в Магнитогорске.
– Как в целом можно охарактеризовать этот год? Какое из событий, решений, проектов можно назвать прорывным, а что не удалось?
– В первые годы работы в качестве главы города было сложнее, а теперь пришёл опыт, сложилась команда. 2024 год продемонстрировал, что мы справились с абсолютно со всеми поставленными задачами, а в чём-то даже сделали больше, чем планировали – наверное, потому что правильно рассчитали свои силы. В частности, добились дополнительного наполнения бюджета. А главное – город преображается, и это отмечают не только гости, но и сами жители. Между тем, Магнитогорск стал весомым явлением в мероприятиях федерального значения – будь то патриотический фестиваль к Дню Победы, проведённый Первым каналом (16+), всероссийскими стартами по фигурному катанию и горнолыжным видам спорта…
Магнитогорск – город не только трудовой доблести, сердце российской металлургии, но и культурный и спортивный центр региона. И это – позитивные итоги года.
– Насколько практически выполним бюджет Магнитогорска? На чём будем экономить, а что отстаивать до последнего?
– Бюджет – документ серьёзный, и если он принят, то совершенно точно исполним. Во вторник на заседании городского Собрания в документ были внесены изменения во втором чтении, причём мы нашли возможность некоторые статьи расходов увеличить, и это всегда сопряжено с ростом статей дохода – таков порядок. Государство не позволит принять бюджет, не обеспеченный доходной его частью в необходимом объёме. Более того, каждая строчка дохода подтверждается несколькими вариантами и строго контролируется – и нами самими, и областным министерством финансов. На будущий год бюджет у нас запланирован не меньший, чем фактический «кошелёк» этого года, подчеркну, перевыполненный по доходам. Поэтому «сжиматься» нигде не будем. Конечно, проблемы ещё есть – чем бюджет города отличается от семейного? Да ничем: хочется всего, но по доходам ставим приоритеты. Тем не менее, развитие города идёт стремительными темпами: сегодня Магнитогорск является одной из самых динамично развивающихся территорий страны и входит во все топ-рейтинги – притом, что не является областным центром, а всего в России 1118 городов.
– Горожане опасаются, что с закрытием Северного перехода после Нового года усложнится логистика передвижения – в том числе на общественном транспорте.
– Увы, почти все наши путепроводы построены давно, имеют ограниченные возможности эксплуатации по скоростному режиму и грузоподъёмности… Да, закрытие моста приведёт к неудобствам – но ради безопасности ремонтные работы необходимо проводить, пусть даже с закрытием моста, и призываю отнестись к этому с пониманием. Работаем над минимизацией неудобств, в частности, разработали новые маршруты общественного транспорта, графики движения, довели их до горожан. Справляться с дорожными ограничениями городу помогают специалисты МГТУ – люди с учёными степенями, которые в рамках заключённого договора разрабатывают и модернизируют маршруты на научной основе – с замером пассажиропотока в определённые часы, дни, месяцы и даже годы. Именно эти рекомендации становятся основой для управления дорожным движением. Мост планируем закрыть восьмого января. Понимаем, что город – живой организм, и, конечно, будем оперативно реагировать на любые форс-мажоры. Работа с мостами будет продолжена, график расписан на ближайшие три-четыре года, и после Северного перехода модернизация ждёт мост в районе станции Гранитная, а затем – Центральный переход.
– Когда Магнитогорск получит обещанные электробусы, и по каким маршрутам они пойдут?
– По советским нормам троллейбусы могли иметь только областные центры – в Магнитогорске их не было. Но губернатор Челябинской области Алексей Текслер, оценив статус и значимость нашего города в регионе, сам вышел с инициативой развития экологически чистого транспорта, помимо трамваев. Тянуть провода для троллейбусов – зачем? Решили пустить в Магнитогорске электробусы. Сегодня производитель – а это региональная компания – находится на финише в сертификации транспорта, с нового года приступает к серийному производству электробусов, а мы формируем инфраструктуру для их работы. Маршрут электробусов, учитывая их большой размер, прежде всего, охватит проспект Ленина – одну из самых широких магистралей города, где они не будут мешать движению. Планируем также две станции подзарядки: одна – в районе железнодорожного вокзала, это конечная остановка, вторая – на площадке основного базирования.
– Много жалоб от горожан поступает в связи с плохой очисткой тротуаров…
– Десять лет назад город сам содержал дороги и тротуары и сам отвечал за всё. Теперь государство обязало муниципалитеты работать с подрядными организациями – развивать малый и средний бизнес. Могут ли они подвести? Увы, да. Отвечаем ли мы за это? Безусловно. Но есть и чисто объективные факторы: вспомните, как лет 20 назад приходила зима: снег выпал в ноябре – и лежит до апреля. А что сейчас: на днях за два часа он завалил весь город, а потом – капель с крыш. Снег тает на дорогах, превращая их в каток. Да, подрядчик должен реагировать оперативно – но не было оборудования и правильной организации. Конечно, мы его наказали – штрафами, предписаниями… Но – тротуар скользкий. Впервые за много лет посыпали пешеходные дорожки и самые сложные перекрёстки солью, чтобы растопить лёд и минимизировать опасность движения. Это крайняя мера, но мы к ней прибегли. Подрядчик сделал выводы.
– Какие планы у города по дальнейшему строительству детских садов и школ?
– В среднем каждый год в Магнитогорске вводятся детский сад и школа – сейчас приступили к строительству садов в 144 и 149 микрорайонах, в будущем году введём в строй шикарную школу в 147 микрорайоне – по казанскому проекту, на 1200 мест, с двумя бассейнами, она станет первой такой в регионе. В целом в Магнитогорске нет проблем с садами и школами – есть проблема с так называемой пересортицей: в густонаселённых новых районах их не хватает и школы работают в две смены, в старых – они пустуют. Приступили к строительству школ в посёлках города – в частности, школа на 500 мест в посёлке Димитрова возьмёт на себя учеников трёх школ ближайших пяти посёлков – устаревшие морально и физически, они будут закрыты. Три года как должна начать строиться школа в посёлке Магнитный – но там загвоздка с проектными работами, срываемыми подрядными организациями. В очередной раз проект находится на согласовании госкомиссии, положительная оценка даст старт строительным работам в будущем году. Планируется строительство детских садов и школ также в новых городских посёлках, а пока детей в школу здесь возят специальные автобусы, хотя для посёлков в черте города официально не предназначены.
– Будет ли решён нашумевший вопрос с использованием полуфабрикатов в школьном питании?
– Я читал комментарии магнитогорцев в соцсетях, говорил с горожанами, детьми – понял одно: сколько людей – столько мнений. Одним всё нравится, другие едят не всё, третьим всё невкусно… Школьные завтраки и обеды – это нормы СанПиНа: здоровое питание, никакой жарки, минимум соли и сахара… Если ребёнок привык дома к другой кухне – острой, пряной, с зажаркой – разумеется, ему школьная еда не понравится. Что плохого в самом понимании: полуфабрикат? – ничего, и все мы ими пользуемся каждый день. Мы ведь не выращиваем курицу или корову, а покупаем уже разделанное мясо, выращенное далеко не в домашних условиях. Полуфабрикаты для школ соответствуют всем строгим нормам СанПиНа, готовятся в соответствии с правилами. Родители в любой день могут прийти в школу – без предупреждения – и попробовать школьные завтраки или обеды. Многие это делают – и меняют своё отношение. Другое дело – просроченные продукты, некачественное приготовление – здесь готовы разбираться в каждом отдельном случае.
– Детские площадки, парковки – когда всё будет приведено в порядок?
– Мы стараемся менять облик города к лучшему. Но на всё ни денег, ни внимания не хватает. Для этого есть программы «Формирование комфортной городской среды» и «Инициативное бюджетирование» – когда жители сами выбирают объект реконструкции и выставляют его на конкурс. Проекты-победители на средства федерального, регионального и городского бюджетов благоустраиваются и получают новую жизнь. Всё зависит от вас.
– Есть ли у вас новогодние традиции?
– Уверен, для каждого выросшего в СССР Новый год – это семейный праздник. Когда родители, дети, внуки собираются за одним столом и искренне желают друг другу счастья. И пусть завтра каждый из них вновь окунётся в свою жизнь – в своём темпе, ритме, социуме. Но вот эти несколько часов семейного тепла и искренности придали им сил и счастья. Вообще, жизнь дана для того, чтобы быть счастливым. И не надо искать причины огорчаться – нужно искать возможность быть счастливым и дарить счастье тем, кто дорог.